Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Земляничка» п. Деснянский
|
Программа развития ДОУ на 2020-24ггШербакова Е.В. «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая Щербакова Е.В « » __________ 2022г ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ детского сада «Земляничка» на 2022-2024г.г.
Раздел: Введение Программа развития МБДОУ детского сад «Земляничка», разработана заведующей ДОУ совместно с воспитателем на срок с 2022-2024 г. В программе определены тенденции развития дошкольного учреждения в инновационном режиме, охарактеризованы главные проблемы и задачи педагогического и детского коллективов, моделируя пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса в соответствии с модернизацией российского образования. Развитие ДОУ в данный период предполагает создание условий для личностного роста воспитанников, их подготовки к школьному обучению, успешной социализации в обществе. В своем развитии учреждение ориентируется на следующие приоритетные ценности: - охрана жизни, укрепление физического и психологического развития детей - обучение , воспитание и развитие каждого воспитанника с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических. интеллектуальных и др) особенностей, образовательных потребностей и возможностей путем создания в ДОУ максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. - воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека. - формирование самосознания дошкольников - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития личности ребенка - преемственность обучения - психологический комфорт для всех участников образовательного процесса - доверие и уважение к друг другу воспитанников, педагогов, родителей Достижение поставленных целей лежит в основе определения основных направлений и мероприятий по реализации программы развития, сориентированной на личность ребенка и создание в детском саду условий для развития его способностей, на свободное сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов. Раздел: Паспорт программы развития детского сада
Раздел: Информационная справка Общие сведения о дошкольном учреждении. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Земляничка» расположен по адресу: 243356 п. Деснянский, Брянская область, Выгоничский район. Детский сад является юридическим лицом, имеет печать, , получено свидетельство о государственной регистрации № 001816989. Детский сад имеет право на ведение самостоятельной образовательной деятельности лицензия, серия 32Л01 регистрационный № 0000385 от 25.12.2012г., приказ №2371. Свидетельство о государственной аккредитации серия ГА № 019599 регистрационный БРН2351 от 22.02.2008г. Детский сад имеет смету расходов, обособленное имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления. Проектная мощность детского сада 24 детей. Режим работы – пятидневный, 9,00- часов , с 8-00 до 17-00 выходной: суббота, воскресенье, праздничные дни. В соответствии с Уставом детского сада образовательный процесс организован на основе «Основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Земляничка». В настоящее время группа детского сада укомплектована, очередности нет.
Комплектование МБДОУ детьми. В настоящее время функционирует одна разновозрастная группа 18 человека.
. Анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников. Общее количество семей – 13, родителей -23 Из них: полных - 9 семей; неполных семей-4 имеют двоих детей – 13 многодетные семьи – 5 Социальное благополучие - рабочих – 17; - педагогов – 0; - предпринимателей – нет - неработающих – 10. Образовательный ценз: - высшее образование – 0; - среднее специальное – 6; - среднее общее образование – 17. Раздел: Анализ ресурсного обеспечения Обеспечение государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах Число детей охваченных дошкольным образованием на территории Утынской Администрации
Вывод: охват детей дошкольными образовательными услугами составляет 2020 -80% , 2021год -76%, 2022-90%год - Демографическая ситуация
В демографической ситуации намечаются тенденции к снижению численности детей дошкольного возраста по территории. Это связано с нестабильной экономической ситуацией администрации в целом. Следует обратить внимание, что открытие новых производств на территории администрации может привести к улучшению демографической ситуации в будущем. Паспорт здоровья воспитанников
Образовательные ресурсы ДОУ Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на основании Основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Земляничка» , разработанной в 2019году, за ее основу принята примерная программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой. Кадровые ресурсы
Вывод: МБДОУ детский сад «Земляничка» обеспечен педагогическими кадрами. Педагог должен повышать свое профессиональное мастерство в рамках курсов повышения квалификации, участия в конкурсах, семинарах, районных методических объединениях. К 2023 году запланировано достичь уровня отвечающего требованиям, предъявляемым к работникам сферы образования. Материально-технические ресурсы Развитие материальной базы тесно связано с бюджетным финансированием. Состояние материально-технической базы соответствует требованиям СанПиН, что подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением. Имеется прогулочная площадка. Территория учреждения озеленена на 50% деревьями и кустарниками, разбиты цветники. В ДОУ имеются дополнительные помещения. В группе ДОУ созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения условий безопасности и охраны здоровья детей выполняются мероприятия в соответствии с программой производственного контроля. Задача оснащения физкультурно-оздоровительного направления решена не в полной мере: для полноценного обеспечения двигательной активности детей недостаточно места, нет спортивной площадки с необходимым оборудованием для организации физкультурных занятий на улице и в помещении ДОУ. В настоящее время в ДОУ нет компьютера, имеется электронная почта, разработан сайт детского сада на едином портале для педагогических работников, что обеспечивает формирование и хранение различной информации, а также связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями. МБДОУ находится в приспособленном здании 1970 года постройки. В МБДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Вся планировка здания МБДОУ и его оснащение частично организовано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития воспитанников. Имеется все необходимое для полноценного функционирования помещения: раздевальная, игровая, туалетная, умывальная. 2.4 Предметно-развивающая среда Не смотря на трудности экономического характера, в МБДОУ идет активный процесс обогащения предметно-развивающей среды. В ДОУ создается предметно-развивающая среда, отвечающая требованиям САНПиН, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется так, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти себе увлекательное дело, занятие. Помещение группы оборудованы игровыми зонами, отражающими многообразие окружающего мира и развивающими сенсорные способности детей. В группе создаются условия для самостоятельной деятельности детей на основе свободного выбора; обеспечивается баланс между дидактическим, игровым, спортивным и другим оборудованием; дидактический материал подбирается с учетом функциональности, качества, эстетичности, возможности активной и целенаправленной деятельности; в группе создаются музыкальные, театрализованные уголки, условия для творческого развития. При создании предметно – развивающей среды в качестве исходных были приняты положения:
Предметно – развивающая среда создана в соответствии с интересами и потребностями детей, реализуемой программой и детскими видами деятельности и включает: - предметы, материалы, пособия, направленные на развитие органов чувств, двигательного аппарата, интеллектуальных, творческих способностей, речевой активности, а также содействующие развитию навыков повседневной практической деятельности и ознакомлению с окружающим миром; - развивающие зоны по видам деятельности ; Для детей предусмотрено наличие: мягкого и жесткого инвентаря, технического оборудования (аудиоаппаратура), дидактического материала. Таким образом, можно сделать вывод, что построение развивающей среды в ДОУ основывается на принципах, направленных на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечения личностного развития воспитанников. 2.5 Воспитательно-образовательный процесс Процесс организации воспитательно-образовательной деятельности в детском саду носит комплексный, плановый характер. Разработана образовательная программа, представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное развитие во взаимосвязи. Образовательная программа охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного возраста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки. В ДОУ разработана система мониторинга достижения планируемых результатов освоения Программы. Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, данных в основной образовательной программе МБДОУ детского сада «Земляничка» по основным направлениям развития: Направление «Физическое развитие» • «Физическая культура», • «Здоровье» Направление «Социально личностное развитие» • «Безопасность» • «Социализация» • «Труд» Направление «Познавательно речевое развитие» • «Познание» • «Коммуникация» • «Чтение художественной литературы» Направление «Художественно эстетическое развитие» • «Художественное творчество»
•«Музыка» 2.4. Социальное окружение Взаимодействие с субъектами социума ДОУ осуществляется в целях решения проблем, направленных на стабильное функционирование учреждения. Например, взаимодействие с БИПКРО осуществляется через консультации, семинары, курсы и пр. с целью повышения уровня квалификации педагогических кадров, оснащение методического кабинета новинками научной и методической литературы. Имеются положительные сдвиги в контактах с учреждениями культуры: библиотекой, мероприятий дома культуры. 2.5.Социальный заказ Современный уровень развития общества обуславливает необходимость воспитания здоровой, достаточно компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной, свободной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства. Становление именно такой личности и является социальным заказом общества ДОУ. Ведущими линиями формирования здоровья ребенка и его полноценного развития является физическое, социальное, познавательное, эстетическое развитие. По документации, наработкам учреждения, беседами с родителями выделяются следующие направления по выполнению запросов социума: -охрана жизни и укрепление здоровья каждого воспитанника, -выявление способностей детей, создание условий для их развития, -формирование у воспитанников эмоционально-волевых и общечеловеческих ценностей, -сопровождение (контроль и помощь) семейного воспитания, для неорганизованных детей. -постоянное совершенствование педагогического процесса и материально-технической базы. - подготовка каждого воспитанника к новой социальной роли «ученик» Мониторинг итоговых результатов освоения детьми основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Земляничка» К семи годам при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Ребенок имеет представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Раздел: Концепция развития ДОУ Ведущая цель — создание в ДОУ благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, разностороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Формирование и развитие целостной системы управления ДОУ в режиме введения новых образовательных стандартов. Все обозначенные цели реализуются в процессе интегративного подхода к разнообразным видам детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Для их достижения первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии им своевременном развитии каждого ребенка ,создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет их растить общительными, здоровыми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса ,вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка, единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста. В связи с этим, целями дошкольного учреждения являются: обеспечение в ДОУ условий максимально комфортных для возможности полноценного развития, воспитания детей, формированию творческого потенциала на основе психоэмоционального благополучия; создание условий для социально-ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных педагогических системах и технологиях, с учетом % модернизации системы образования и потребности социума; предоставление возможности выбора дополнительных образовательных услуг, с учетом на индивидуальные способности детей, потребности родителей, степени приоритета ;продолжение внедрения инновационных форм взаимодействия с неорганизованными детьми и семьями в единое образовательное пространство учреждения, отработка вариативных моделей, систем профессионально-значимого взаимодействия с семьей.Перечень условий необходимых для реализации Программы - Наличие в ДОУ нормативно-правового и методического обеспечения, соответствующего новым образовательным стандартам. - Владение педагогических работников современными образовательными технологиями. - Достаточное ресурсное обеспечение. На данный момент в ДОУ имеется нормативно-правовая база по организации образовательного процесса, которая требует доработки и внесения корректив. В дошкольном учреждении имеется методическая база, но в тоже время не хватает современных технических средств, для информатизации образовательного процесса и рабочего места педагога. Анализ показал и недостаточное финансовое обеспечение, для создания развивающей образовательной среды. Механизм реализации мероприятий Программы. Программа реализуется ДОУ в партнерстве с педагогом, родителями и органами управления. Данная программа отражает реальные нужды, потребности и проблемы всех участников образовательного процесса. Участники образовательного процесса заинтересованы в успешной реализации в ДОУ ФГОС ДО, в повышении качества дошкольного образования. Этапы реализации программы. 1 Подготовительный (2021-22)
2 Проектировочный (2021-2022) Практическая реализация Программы Контроль над ее осуществлением Внесение корректив
3 Заключительный (2022-2023) Анализ внедрения ФГОС и реализация Программы развития Оформление и предъявление опыта работы
Ожидаемые результаты Индикаторы и показатели, позволяющие оценить эффективность реализации Программы. 1 Наличие нормативно-правовой базы - Образовательная программа - Комплексно тематическое планирование - Пополнение методического оснащения - Система мониторинга 2 Повышение профессиональной компетенции педагога - Разрабатывает методические и дидактические материалы - Реализуют работу с детьми в соответствии с ФГОС - Овладели информационно-коммуникативными технологиями -Прошли квалификационные курсы по внедрению ФГОС 3 Создание материально-технического обеспечения. Реализация Программы развития ДОУ на 2020-20224 гг. предполагает следующие результаты: достижение повышения качества обучения и воспитания дошкольников;реализация современных технологий обучения дошкольников;достижение повышенного уровня профессиональной компетентности педагогических работников;укрепление и развитие материально-технической базы.Совершенствованию форм семейного воспитания детей.12 апреля 2021 в 11:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.